Вот, собственно, и сами впечатления от поездки. Начну с заключения.

Ю.Шафран на кухне в своей бывшей квартире (ул. Ленина, д. 54, кв. 33).


То, для чего ехал в городок лично я, я получил. Можно сказать, приехал, увидел и успокоился. Привел в соответствие то, что хранилось в памяти, с физическими и географическими реалиями. Последние, как оказалось, нуждаются в основательной коррекции. Так, расстояние от Семипалатинска до городка оказалось весьма коротким. Раньше поездка в город была СОБЫТИЕМ - к нему готовились заранее, трубы цементного завода, встававшие к концу путешествия из-за горизонта, казались вестником другой жизни, в которую мы ненадолго попадали. Теперь это всего-навсего 74 километра - пусть не везде хорошей, но в среднем пока еще приличной дороге. Будене оказалось чуть ли не за околицей городка, спортивный лагерь - совсем рядом с Будене. Сам городок показался не больше и не меньше, чем ожидал. Наши вылазки в городок длились часа по 3 с половиной. И то не скажу, что облазили совершенно все, что хотелось (об этом позже).

Но это к слову. Главное - я увидел воочию то, что много раз видел на фотографиях и видео. Я принял то, что стало с городком. Принял, но не простил! Я не любитель громких слов, за эмоциями часто теряется суть. Но скажу так: развал городка - всего лишь малая часть всеобщего развала, который по тупости ли, корысти ли ради ("по-всякому" правильнее сказать) осуществлялся в нашей стране в начале 90-х годов. Малая, но для меня чуть ли не самая обидная. Можно представить, что первоклассная авиабаза на территории другого - пусть и дружественного - государства стала ненужной (это вряд ли: мы видим, как Россия собирается вкладывать деньги в аэродром и инфраструктуру в Кант в Киргизии). Но просать все, что создано не тобой, это преступление. Даже случись вывод войск сейчас, уверен, все прошло бы гораздо цивилизованней (насколько это вообще возможно в нашей безалаберной стране) и с гораздо меньшими потерями для нас. Насколько было бы приятнее ходить по улицам городка, если бы он был заселен людьми - пусть ни одного знакомого лица, нехай переименовали бы и переиначили все на свете, но не порушили, живут! Эх, много о чем можно мечтать !

С политической точки зрения уничтожение Чагана - мелкое достижение в рамках гигантской победы США. Нельзя не согласиться с Валерой Дудаковым, который выразился так: "США разбомбили Чаган без единой бомбы".

 

Валера Дудаков - страстный и эффектный оратор.


Что осталось от городка? Это сейчас мертвый объект археологии будущего. Целых зданий в городке нет ни одного. Степень разрушения разная - от изъятия всего металлического и деревянного (включая некапитальные стенки между квартирами: в такие дома входишь в один подъезд и видишь стенку соседнего) до почти полной разборки перекрытий.

Самые разрушенные дома - по левую сторону от ул. Ленина (если идти от ГДО).

Эти дома выглядят как после бомбежки. Дворы и окраины - где были проложены трубы и кабели - в траншеях; работы велись основательно, с экскаваторами и прочей техникой.

Дворы и окрестности пересечены траншеями от извлечения труб и кабелей.

Добыча "полезных ископаемых" ведется в городке постоянно, полной тишины нет. Панели перекрытий, кирпич, даже арматура из балок (извлекается кувалдой! - поистине каторжный труд) - все на машинах и мотоциклах постоянно вывозится из городка. По прогнозам Светы Лазовской от зданий в конечном итоге ничего не останется. По моему (и не только) впечатлению работа идет в экстремальных условиях (газовая сварка на весу на уровне третьего этажа при отсутствии надежной опоры - это что-то!). Народ наблюдал, как один "товарищ" отрезл таким образом плиту, на которой висел.

"Демонтажники-высотники."

Не может быть, чтобы не было никаких несчастных случаев, дай бог, чтобы я ошибался!

Но в городке есть и постоянные жители. Когда я раньше слышал, что люди живут в финских домиках, я представлял, что часть финских домиков заселена. На самом деле от финских домиков остались только считанное число - только те, где есть жители. В одном из домов живет Валера Мананков - выпускник 1975 г. Остальные исчезли полностью. Такая же участь постигла дом Семена (бакенщика) - от него остался лишь остов печки. Зато проезжая по мосту через Чаганку, мы видели несколько домов у реки в районе бывших огородов. Кто и что там - не знаю.

Разговаривали с некоторыми их рабочих. Разговор вполне миролюбивый, конечно, не без некоторого смущения "принимающей стороны".

- "Самый классный печной кирпич". - "А мы здесь выросли".


Интересные ощущения от настроения наших ребят. Без надрыва, достаточно спокойно. Может переболело? Говорят, при отъезде кое-кто из девчонок прослезился. Ну, это так и должно было быть. По крайней мере, я для себя Чаган как реальное место, куда можно приехать, закрыл. Может, пока закрыл

Насчет "приехать". Мы добирались из Свердловска до места на машине. Немногим менее 1800 км в одну сторону. Двое водителей (я и Витя Лепешкин)

Витя Лепешкин быстро освоил чудо отечественной автотехники.

и приличный запас времени позволил преодолеть нам это расстояние спокойно, без гонки. Но не без небольших приключений. Так, в Тюменской области Витю зацапали ГАИшники за то, что он совершил обгон в неположенном месте. А причина была в том, что он не успел завершить обгон, поскольку вырубилось переключение передач. Пытались отремонтироваться сами, потом пришлось ехать в сервис в Заводоуковск. В результате потратили часа три с половиной. Почти столько же отняло у нас прохождение таможни. Неразбериха, непонятки, пофигизм и отсутствие информации, причем в первую очередь с российской стороны. "Советский Союз" одним словом.

На обратном пути поймали кирпич, который смял заднее (слава богу) колесо, к тому же, на обгоне. И опять вылетели передачи. В результате еще часа 3 в Павлодаре подарили местному сервису. Зато таможню "пролетели" часа за полтора - включая "дезактивацию". Что за дезактивация? - "В районе свирепствует ящур" - почти как в "Кавказской пленнице" нам заявили в первом же вагончике на российской таможне. Но обещали помочь: взяли 26 рублей 26 копеек, выдали копию какого-то сертификата, который тут же сделала симпатичная девушка и пожелали доброго пути. А так-то грозили загнать на какую-то установку для дезактивации, на которой должны были обработать низ нашего судна. Да здравствует "Советский Союз"!

Дороги. Очень разные - от "супер" до дырявых. Хуже всего то, что состояние дорог абсолютно непредсказуемо, хорошо только тем, кто дорогу знает. Не могу сказать, что в Казахстане дороги принципиально отличаются от российских. Вообще мы проехали 5 областей: Свердловскую, Тюменскую, Омскую, Павлодарскую и Восточно-Казахстанскую (Семипалатинской области нынче нет). Самые хорошие по трассе дороги - на Тюменщине, самые плохие в Омской области. На обратной дороге в окрестностях Тюмени приятно познакомились с современными достижениями в рыбной ловле (то есть, ловле нарушителей скоростного режима). Здесь кое-где установлены видеокамеры, связанные с компьютерами, которые фиксируют превышения скоростного режима. Круто! Но лучше бы они указатели нормальные расставили, а то накручиваешь по эти развязкам круг за кругом, пока не поймешь, куда ехать. А влететь ночью в Омск транзитнику - вообще смерть! Указатели установлены, похоже, для тех, кто знает, куда ехать, для тех, кого не просто сбить с толку.

Если бы мне ехать сейчас - поехал бы спокойно до Челябинска и сел бы на поезд, который едет прямиком до Чагана! Да, теперь - после того как Казахстан продлил железнодорожную ветку от Конечной (в этом смысле, бывшей Конечной) до Павлодара, на нашей станции останавливаются (на 2 мин) междугородные и даже международные поезда, причем 4 раза в день.

Станция международного значения.

(На одном из таких поездов в Семипалатинск приехала Света Лазовская.) А там пешочком до берега - не страшно большие расстояния! Пусть простят мне рьяные противники поездов (намек на Игоря Пучкова), но проспать пару дней на полке, с пивом и книжкой - милое дело. По крайней мере, не бегать по пересадкам - без билетов, черт знает как.

Ну что вам рассказать про Казахстан? Пожалуй, немного что могу: в Павлодаре и Семипалатинске мы были "от и до". В первом вообще только у Звезд на квартире были (отоспались; спасибо хозяевам!). В Семипалатинске видели телебашню (старая, построенная еще "при нас"), новый мост через Иртыш (шикарный!), железнодорожный вокзал (старое здание, тоже выстроенное на моей памяти, облицованное какими-то элементами "под металл", Юрин (Звезда) завод, где делают автомасла

Завод Юры Звезды. Производство автомасел и чего-то прочего.

и.. опять же квартиру. Мясокомбинат не работает, то же слышал про речной порт. А вот цементный завод дымит по-прежнему. Живет Казахстан, вполне разговаривает по-русски, торгует за тенге, но кое-где берет рубли. Все идет своим чередом.

Как нас встретила природа? Нам здорово повезло с погодой: Все время стояла теплая, но пасмурная погода, так что жарко практически и не было. На берегу реки, где мы останавливались, все время дул ветер, который отгонял комаров и мух (по части комаров совершенно кошмарное место - таможня, вот, где вовсю пьют нашу кровушку!).

Если честно признаться, то сосновый бор, куда мы завернули по моей просьбе по дороге из Павлодара в Семипалатинск, я не узнал - слишком, видимо стерлись детские воспоминания. Или мы не в совсем ТОТ бор заходили. Хороший, очень приятный сосновый лес с осинником, но не помню !

В сосновом бору на правой стороне Иртыша. Хотя и не утро и не Шишкин.

Удивила степь - в середине июля она была зелено-желтой, причем именно зелено-желтой, а не желто-зеленой. Таня Власова подтвердила, что это - не обычно для этих мест, нынче летом было много дождей, мы же застали один небольшой.

 

Сары арка сомалы (желтая прохладная степь) нынче скорее зеленая, а не желтая.


Совершенно позабылось богатое разнотравье степи. Что-то из травок вспомнилось, что-то - нет, разумеется (к стыду), ничего не знаю, как называется .

 

С детства знакомые "колючки" в степи.

В самом городке растут карагачи (частично засохшие), сохранились тополя, но они выглядят хуже. Есть акация, кое-где (вдоль улицы Ленина) - смородина. На территории детского садика видели (и ели!) вишню.

Света Лазовская вкушает вишню во дворе детского садика №48.

Там же растут (самосев!) какие-то культурные цветы. Кое-какие цветочки сохранились на клумбе возле ГДО - где раньше был бюст Ленина. Чуток смородины и вишни осталось на огородах в сторону переправы. А от самих огородов - только остатки заборов, кое-где вкопанные в землю бочки, куски шлангов. На городок мощно наступает степь. Дворы заросли полевыми травами, сейчас их почти не отличить от окружающей флоры.

Дворы заросли почти как окружающая степь.


Спуск к "лягушатнику" зарос настолько, что трудно поверить, что здесь когда-то была широченная совершенно вытоптанная дорога. Спускаясь к пляжу, теперь слева - там, где течет вода из родника - растут высоченные - роста в два человеческих травы типа тростника. При мне такого не было (не давали вырастать что ли?). Вообще от отсутствия человека природа сильно выиграла: природа зализала раны, десятилетиями наносимые человеком. Все выглядит чистым или почти чистым. Конечно, и сейчас тут отдыхают люди (интересно, что мы видели пляж ниже бывших лодочных гаражей), но нагрузка на окружающую среду не идет ни в какое сравнение с тем, что было во времена оные. Можно себе представить, что так или почти так выглядели эти места до 50-х годов.

В реке по-прежнему водится рыба и раки, но рыбалка тут обычная: то клюет, а то хоть тресни

Володя Жембровский - главный рыбак экспедиционного корпуса.

 

А вот журавлей и аистов, которые мы нынче видели, я даже по рассказам в этих краях не помню. Правда, Игорь Анищенко говорит, что были и те, и другие, но сомневаюсь я что-то. Ночная охота на тушканчиков, авантюристично предпринятая в ночь накануне отъезда, оказалась безуспешной. Но тушканчиков я и раньше-то видел, может, пару раз.

Раньше мне казалось, что жизнь в окрестностях городка прозябала - по сравнению с бурной жизнью с Чагане. Думаю, что так и было. Сейчас городок мертв, а по соседству все осталось, с виду, как и прежде (или даже лучше). Станция живет, поселок у станции (ранее он назывался очень оригинально Комсомольским) теперь гордо именуется пос. Чаган. Более того, там функционирует средняя школа номер 24. Тут же работает почтовое отделение 490090, есть орган власти - акимат. Сохранились ли архивы нашей с.ш. №24, не понял. По дорогам (в т.ч. и по дороге в 16-й) ездят изредка машины. В Будене с дороги видно здание школы (уверен); что стало с мазанками, разглядеть не удалось.

Канал по дороге от Чекамана к Семипалатинску, который меня так поразил в 1988 г., не работает - насколько давно, не знаю.

Про железную дорогу - единственное, что точно изменилось в лучшую сторону, я уже писал. Благодаря ней до сих пор существует Чаган - хотя бы как станция.

 

Грузовой поезд едет из Павлодара в Семипалатинск.

 

А вот по реке нет совершенно никакого судоходства! Бакены есть (некоторые в плачевном состоянии), но ни одной баржи, ни одного теплохода мы не увидели - только одну моторку "непонятного происхождения". Вполне понятно, что я дома бакенщика нет. Поговаривают (слышал от Веры Зубовой), что Россия собирается помочь Казахстану восстановить судоходство.

 

Закат на Иртыше - незабываемое зрелище!

И все равно кое-что из намеченного я не сделал. Отчасти из-за того, что мы были в команде. Быть в команде, особенно, в такой, это здорово. Но с другой стороны ты не совсем волен в своих действиях. Так, будь мы одни, в 16 городок я бы точно прорвался - не побоялся бы ракетниц славных казахстанских воинов .

 

Простая проволока остановила наш десант в 16 городок.

 

Жалею, что не зашел в другой детский садик - кстати, за все время жизни в городке я там не был ни разу! Не побывал я и в районе гаражей - возле КЭЧ. Я вполне понимаю, что от самих гаражей там остались только остатки стен. Да и в 1988 г. там уже все было неузнаваемо. Но сожаление осталось.

Можно было бы заехать в Будене.

 

Будене, вид с трассы.

 

Не самое памятное место (хотя на отдых мы туда ездили очень часто), конечно. Самая большая мечта - еще с тех времен - побывать на Берегу. Если бы не необходимость всей толпой ехать в Семипалатинск, глядишь, мы бы и поехали в Павлодар из Чагана (несмотря на безобразную дорогу). Хотя вероятность нарваться на очередной шлагбаум была весьма высокой.

Я очень доволен этой поездкой. Печаль от увиденного и радость от встречи с друзьями и знакомыми местами - бальзам на мою немного огрубевшую душу. Спасибо всем, кто был со мной эти дни. Чаган умер, да здравствует Чаган!