БОРЬБА С БЮРОКРАТИЕЙ ЗА ПРАВА ЧАГАНЦЕВ

 

Владимир Дмитриевич Овчаров

Генерал-майор авиации,

военный летчик первого класса

 

C:\Documents and Settings\Александр\Рабочий стол\IMG_1913.jpg

Закончил:

В 1955 году - 10 Ростовскую спецшколу ВВС.

В 1957 году - Балашовское военно-авиационное училище лётчиков.

В 1970 году - Военно-воздушный факультет ВПА.

Служил:

1957 г. - 1958 г. - 89 транспортный полк 226 вспомогательной авиационной дивизии в гарнизоне Остафьево Московской области.

1958 г. – 1966 г.79 тяжело-бомбардировочная авиационная дивизия Дальней авиации в Чагане, командир экипажа. Летал на самолетах Як-18, Ил-14, Ли-2, Ан-12.

1970 г. – 1974 г. - 128 гвардейский Краснознамённый Ленинградском полк 18 гвардейской Таганрогской дивизии (город Паневежис Литовской ССР), заместитель командира полка по политической части.

1974 г. –1976 г. - 18 гвардейская Таганрогская орденов Суворова и Кутузова 1 степени военно-транспортная авиационная дивизия, начальник политического отдела - заместитель командира.

1976 г. 1981 г. - Военно-транспортная авиация, заместитель начальника политического отдела и заместитель начальника отдела кадров.

1981 г.- 1989 г. - система кадровых органов Главкомата ВВС, заместитель и начальник отдела кадров.

1989 г.- 1991 г. - заместитель Главного инженера ВВС по военно-политической работе.

1991 г.-1992 г. - Свою службу в рядах ВВС Владимир Дмитриевич закончил в должности помощника (в последующем трансформированную в заместителя) Главнокомандующего ВВС по воспитательной работе в звании генерал-майор под руководством генерала армии Дейнекина Петра Степановича.

1993 г.-1996 г. – помощник руководителя Администрации Президента России Егорова Николая Дмитриевича.

Награжден:

Орденом Красной звезды, Орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени, Орденом Мужества в 1996 г.

**************************************

***********************

 

Работа в Государственной Думе

и борьба с чиновниками за социальную защиту чаганцев

 

По окончании службы в ВВС Владимир Дмитриевич в течение пяти созывов работал (на общественных началах, не получая ни одного рубля) в Государственной Думе:

1993 г.-2007 г. - помощник заместителя председателя комитета по обороне депутата Государственной Думы, генерал-майора авиации Безбородова Николая Максимовича

2008 г.-2011 г. - помощник первого заместителя председателя комитета по обороне депутата Государственной Думы капитана первого ранга Савенко Юрия Алексеевича.

В Государственной думе Владимир Дмитриевич (по представлению депутата Безбородова Н.М.) входил в рабочие группы по разработке законопроектов и нормативных актов по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей, чернобыльцев, ветеранов подразделений особого риска (ПОР) и пострадавших в результате других радиационных и техногенных катастроф и аварий.

За этот период в результате правозащитной деятельности комитета по обороне были приняты законы РФ и нормативные акты Правительства РФ, благодаря которым многие чаганцы смогли выиграть суды на городском и федеральном уровне и по справедливости получить «удостоверение подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и законные льготы.

За этой фразой стоит огромная работа, изнурительная борьба с государственной бюрократией!!! Да и бороться за социальные блага, спустя полвека с государством-правопреемником СССР и особенно не рассчитывая на результат, надо было иметь еще и гражданское мужество!

Овчаров В.Д., Безбородов Н.М.

Системно этот многолетний труд описать невозможно, нужны тома с приложениями. Попробую изложить лишь некоторые этапы этой работы.

Началу работы Овчарова В.Д. в Комитете по обороне под руководством Безбородова Н.М. предшествовало его участие в подготовке проекта Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1245-1(«О порядке введения в действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), которое готовилось в ГосКомЧернобыле Российской Федерации.

Владимир Дмитриевич, являясь участником ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, входил в инициативную группу от чернобыльцев Москвы, которая в рамках данного проекта Постановления вышла с предложением учесть не только проблемы чернобыльцев, но и всех граждан, пострадавших вследствие воздействия радиации при испытаниях ядерного оружия и других техногенных авариях на объектах оборонного значения.

Владимир Дмитриевич вспоминает, что «данное предложение было неодобрительно встречено представителями группы лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия. Очевидно, они опасались обвинений в проведении испытаний на жителях населённых пунктов, примыкающих к границам ядерных полигонов».

Несмотря на все возражения оппонентов, Постановление Верховного Совета РФ №1245-1, было подписано, а во исполнение Постановления были приняты следующие документы:

1.      Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №2123-1 (« О распространении чернобыльского закона на граждан из подразделений особого риска);

2.      Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года №2228-1. («О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»). В указе было закреплено право на социальную защиту граждан России, проживавших в утверждённых Правительством Российской Федерации населённых пунктах, подвергшихся воздействию радиации в период 1949-1963 гг. на территориях других государств.

Главным результатом этого этапа было признание российским руководством прилегающих территорий к Семипалатинскому полигону – зоной чрезвычайного риска и вступление в силу «Приложения к распоряжению Правительства Российской Федерации № 162-р» с определением перечня населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Но его издание задержалось и вышло только 10 февраля 1994 года. Кроме того, в данном перечне Правительство РФ признавало загрязнение продуктами ядерных испытаний только населенные пункты Алтайский края.

«Работая в это время в Госдуме, я испытал горькое разочарование, когда увидел, что в перечне не оказалось населённых пунктов Республики Казахстан, в том числе и нашего Чагана. Вел с оппонентами неквалифицированные эмоциональные переговоры, но безуспешно», - вспоминает Владимир Дмитриевич.

Получалась парадоксальная ситуация: аэродром Чаган, который территориально находились всего в 60 километрах от эпицентра взрывов, т.е. значительно ближе к Семипалатинскому полигону, в «перечень» не вошел, в то время как, все далее расположенные за ним на сотни километров на восток населенные пункты Алтайского края были в перечень включены.

Несправедливость подтверждалась и в следующем. На основании Закона от 18 декабря 1992 года Республика Казахстан всю территорию Семипалатинской области и прилежащие к полигону районы (Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей) признавала зоной экологического бедствия, а пос. Чаган был отнесен к зоне чрезвычайного радиационного риска с дозой облучения свыше 100 бэр. Данным законом предусмотрены значительные льготы и компенсации местному населению Республики Казахстан. В то время как интересы военнослужащих, проходивших службу в районе Семипалатинского полигона в период испытаний на нем ядерного оружия, и отбывшие в другие регионы, никак не учитывались.

«Для разрешения внутрироссийской несправедливости оставалось только обращаться напрямую к Президенту Российской Федерации с жалобой на неисполнение чиновниками распоряжений высшего руководства. Самый короткий путь обращения – через Приемную Президента Российской Федерации. В Приемной же данное «обращение» взять отказались, грозясь отправить меня на гауптвахту», - рассказывает Владимир Дмитриевич.

Видимо новое Правительство РФ как правопреемник СССР и не собиралось брать на себя излишние расходы или, по крайней мере, сэкономить их за счет здоровья верных ему и служивших под присягой военных и их семей.

C:\Documents and Settings\Александр\Рабочий стол\PICT0680.JPG

Несмотря на сложную ситуацию, «обращение» к Президенту РФ все-таки удалось зарегистрировать.

«Но в очередной раз, когда пришлось делать контрольные звонки в Приемную Президента и выяснять о ходе рассмотрения моей жалобы, - продолжает Владимир Дмитриевич, - мне грубо сообщили: «По твоей жалобе Постановление Правительства № 1263!». На просьбу проинформировать о содержании Постановления телефонная трубка прохрипела… «Будет опубликовано – почитаешь!"».

Распоряжение Правительства №1263 («О поручении соответствующим структурам Правительства разработать перечень населённых пунктов Республики Казахстан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне») было выпущено 17 ноября 1994 года. И казалось, что справедливость близка и вопрос должен быть решен в ближайшее время.

Но во исполнение вышеуказанного документа было издано распоряжение Правительства РФ от 15 марта 1995 года №356-р («Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), согласно которому населённые пункты Республики Казахстан пострадали только от двух взрывов, осуществленных 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года. При этом Чаган числился в списке пострадавших только от первого ядерного испытания 29.08.1949 года. Кстати, в 1949 году Чаган населённым пунктом не считался, а аэродрома не было даже в проекте. На этой территории была скотоводческая зимовка.

В список 7.08.1962 года Чаган не вошел, несмотря на то, что этот взрыв считается самым «грязным», а военный городок находился в непосредственной близости от места испытания с подветренной стороны согласно «розе ветров местности».

В Распоряжении №356-р не были также учтены 124 ядерных взрыва, осуществленные в атмосфере в период с 1949 по 1963 годы, мощность многих из которых превышала в десятки раз. А в 1962 году перед подписанием «Договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой», который вступил в силу 10 октября 1963 года, взрывы проводились особенно интенсивно, почти ежедневно.

Данное распоряжение чаганцам-авиаторам также ничего не давало, т.е. чаганцы получали только номинальную зацепку на получение прав на социальную защиту, а не реальную. И результатом этого этапа можно было считать только то, что Чаган был внесен в список пострадавших населенных пунктов от Семипалатинского полигона.

Понимая, что чиновники похоронили право чаганцев на социальную защиту, Овчарову В.Д. пришлось в очередной раз обращаться в Правительство России. В результате депутатского запроса решением первого заместителя Председателя Правительства РФ О.Н. Сосковца было созвано межведомственное совещание государственной комиссии по рассмотрению объективности оценки радиационной обстановки на территории бывшей Казахской ССР в период деятельности Семипалатинского полигона, в том числе пгт. Чаган.

Вот что рассказывает Владимир Дмитриевич об этом заседании: «Межведомственное совещание проводилось 5.06.1996 года в Департаменте по преодолению последствий радиационных и других катастроф МЧС России под председательством представителя от МЧС Видманова В.И., который подтвердил правильность ранее объявленной оценки. На совещании мне выпала роль аргументировано с иллюстрацией подробных карт проведенных ядерных испытаний, на основе науки о защите от оружия массового поражения, опровергнуть утверждения представителей МЧС и Минатома. К справедливости и нашему счастью представители Росгидромета (Матвеев С.В.) и Института биофизики (Ю.С. Степанов) раскритиковали позицию МЧС. Благодаря порядочности этих личностей наш голос не был в одиночестве».

C:\Documents and Settings\Александр\Рабочий стол\PICT0664.JPG

 

C:\Documents and Settings\Александр\Рабочий стол\PICT0670.JPG

C:\Documents and Settings\Александр\Рабочий стол\PICT0672.JPG

На совещании было принято компромиссное соглашение о необходимости пересмотра степени радиационного поражения пгт. Чаган, проведении независимой экспертизы по расчету накопленных доз облучения населения и выделения целевых средств для финансирования работ.

И эта уже была маленькая победа - Чаган получил надежду на получение статуса населённого пункта, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не только от взрыва 29 августа 1949 года.

Впоследствии были сделаны многочисленные депутатские запросы на имя Квашнина А.В., Шойгу С.К., Матвиенко В.И., Цыба А.Ф., Сысуева О. Н., и других чиновников. Владимир Дмитриевич рассказывает: «Несмотря на все депутатские запросы, всемогущий МЧС непоколебимо противостоял. Тома переписки, потраченные нервы и крохи побед. Чиновники МЧС при встречах усмехались и, проиграв на межведомственном совещании, предпринимали всяческие попытки оправдать свою позицию. Делали запросы в Министерство иностранных дел и в Министерство юстиции, пытаясь опровергнуть достоверность удостоверений Республики Казахстан о признании чаганцев лицами, пострадавшими от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. При этом представляли нас как граждан Республики Казахстан, перебравшимися в Россию и требовавшими российские льготы. К счастью МИД и МИНЮСТ не поддержали античаганскую позицию МЧС».

Кстати, многие чаганцы имели на руках «удостоверения подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», выданные руководством Казахстана.

Между тем, это удостоверение в «новой» России не признавалось. Не учитывался и тот факт, что Российская Федерация 22.01.1993 года подписала в Минске и 04.08.1994 г. ратифицировала Конвенцию СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам. Ее статья 13 гласит: …«Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов».

По словам Владимира Дмитриевича: «О существовании Конвенции СНГ я узнал, когда она поступила на ратификацию в Госдуму. Она узаконила удостоверения Республики Казахстан, подтверждающие факт радиационного поражения и его дозу. Появление этого документа стало основанием для обращения в правозащитные органы, т.к. непризнание удостоверений РК можно рассматривать как нарушение Российской Федерацией международных договоренностей. Это стало опорным репером в разрешении наших исков в судах.

Первыми в Москве получили удостоверение семья Сузикова Виктора Степановича, а в Воронеже Волкова Виталия Николаевича. Я также участвовал в этих процессах. Сузиков В.С. и Волков В.Н. доверили мне выступать в кассационной инстанции. Дела мы выиграли. Потом в Мосгорсуде по кассационной жалобе выиграли дело и моей жены Овчаровой В.Т. И это был уже прецедент. Определение Мосгорсуда по этому иску позволило судьям Мещанского суда поставить дело на поток.

В этот период многие чаганцы получили удостоверения. Чутаев Дмитрий Васильевич, участвовавший во многих процессах, вооружал всех подробной инструкцией по сбору необходимых документов для обращения в суд».

В последующий период менялись номера указов и постановлений, вносились изменения в вышеназванные распоряжения, но не исправилась допущенная несправедливость механизма их реализации. Как и прежде, при определении перечня населенных пунктов в расчет были взяты только два вышеуказанных взрывы и только в дни их проведения. Хотя известно, что ядерные взрывы оказывают губительное воздействие на все живое в течение многих лет, чем и страшны человечеству.

Вот что Владимир Дмитриевич говорит поэтому поводу: «Особенно возмущал тот факт, что стратегическая дивизия Дальней Авиации по невыясненным обстоятельствам была размещена на аэродроме Чаган в 1958 году, т.е. уже после ядерного взрыва 1949 года. Возникает законный вопрос? На каком основании: из-за головотяпства или злого умысла?»

Обращение в Верховный суд Российской Федерации с просьбой признать несоответствующими закону «положение о порядке выдачи соответствующих удостоверений чаганцам» в части слов «в периоды радиационного воздействия 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года»результатов не дало. Не помогла и Кассационная жалоба.

Об этом периоде Владимир Дмитриевич рассказывает: «В Верховном суде я потерпел суровое поражение, что на значительное время выбило меня из колеи. Заболел. Пришлось искать выход на Конституционный Суд Российской Федерации. В этот раз чаганцам помогла Калининградская областная Дума, по запросу которой вышло Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 404-О.

Конституционным Судом РФ было признано, что Правительство РФ в своём Постановлении № 849 «О порядке выдачи удостоверений семипалатинцам» вышло за рамки поручений закона, сузило состав граждан имеющих право на социальную защиту вследствие радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Справедливость восторжествовала. Жалоба в Конституционный суд в основном повторяла текст моего искового заявления в Верховный Суд, а Определение подтвердило справедливость иска и опровергло позиции Верховного Суда по первой и Кассационной инстанциям. Это дало мне и членам моей семьи право на получение соответствующих удостоверений, но опять же только через суд».

Это была многолетняя победа!!! Данным Определением Конституционный суд РФ подтверждал право чаганцев, проживающих в период с 1949 по 1963 гг., считаться пострадавшими от ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне.

Далее последовала отмена Постановления №849 и издание Приказа МЧС №540. А социальные органы и МЧС вновь находили причины для отказа. На этот раз под предлогом необходимости разработки нормативно правовых актов в целях установления (накопленных) эффективных доз облучения населения вследствие радиационного воздействия. Благо Министерство юстиции на наш запрос отреагировало в поддержку чаганцев и подтвердило, что «Определение Конституционного суда РФ не содержит требования о необходимости подготовки федеральным органом исполнительной власти какого-либо акта в целях исполнения данного определения».

- «На этом я остановился».

 

***********************************

**********************

 

В настоящее время Овчаров В.Д. занимается общественной и ветеранской работой.

Является:

членом Совета Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации (государственно-общественной организации Российской Федерации ПОР), членом Совета ветеранов Дальней Авиации, первым заместителем председателя Совета «Межрегиональной общественной организации воспитанников специальных школ Военно-Воздушных Сил». Почётный ветеран города Москвы.

 

***********************************

**********************

 

Безбородов Николай Максимович

Генерал-майор авиации

Кандидат исторических наук, военный летчик 1 класса.

 

Безбородов Николай Максимович

 

Родился 6 февраля 1944 года в городе Сегежа КФССР (ныне Карелия). Родители родом из Курской области (в 1931 г. были раскулачены и высланы в Карело-Финскую ССР).

Окончил:

В 1967 году Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков с отличием. По специальности вертолетчик.

В 1975 году - Военно-политическую академию им. В.И. Ленина с отличием.

В1983 году адъюнктуру при Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина. Кандидат исторических наук.

Служил:

1967 г.–1971 г. - инструктор Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков.

1975 г.–1980 г. - начальник политического отдела отдельного вертолетного полка им. В.И. Ленина Дальневосточного военного округа.

1983 г.–1986 г. - заместитель начальника кафедры партийно-политической работы Курганского высшего военно-политического авиационного училища.

1986 г.–1988 г. - офицер политического управления Военно-Воздушных Сил СССР.

1988 г. – 1990 г. - начальник политического отдела Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков.

1990 г.–1992 г. - начальник Курганского высшего военно-политического авиационного училища.

1992 г.–1993 г. - начальник Курганского военного авиационно-технического училища.

1993 г. -2007 г. - депутат Государственной Думы 4 созывов. Избирался по Курганскому одномандатному избирательному округу. Курировал социальные вопросы военнослужащих и членов их семей, в том числе, радиационно пораженных.

Награжден:

Орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степени и 12 медалями.

За время работы в Государственной Думе депутат Н.М. Безбородов награжден рядом государственных и ведомственных наград, Почетными грамотами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Лауреат премии им. Михаила Ломоносова (с вручением золотой медали) – за выдающийся вклад в развитие науки, образования, культуры и искусства.

http://www.ladno.ru/person/bezborodov/bio/

 

***

 

Вот как о Безбородове Николае Максимовиче отзывается Овчаров В.Д.:

 

«Четыре срока в Госдуме…. Вот это психологическая устойчивость кандидата наук, летчика. Не бездействует Николай Максимович и после депутатской службы. В настоящее время он работает исполнительным директором в Фонде борьбы с беспризорностью Ирины Родниной.

 

Но особая моя и всех чаганцев благодарность по справедливости принадлежит Депутату Государственной Думы ФС РФ Николаю Максимовичу Безбородову. Только с его помощью мне довелось решать проблему чаганцев, подвергшихся радиационному воздействию в ходе испытаний ядерного оружия на семипалатинском полигоне в атмосфере.

 

Это Совесть Советского человека! С его помощью я мог готовить Постановления Госдумы, в том числе и с обращением к Президенту Российской Федерации; мог запрашивать самые высокие станции, которые не имели права ему отказать или отписаться. Он уличал их в необъективности ответов, проводя перекрёстные запросы. Николай Максимович не боялся засветиться перед «власть предержащими», не дрожал за свой авторитет в «верхах». Очевидно, за это курганские избиратели направляли его четыре раза в Госдуму, отказывая коммунистам и ЛДПРовцам.

 

Меня с Николаем Максимовичем связывала совместная служба в Политическом Управлении Военно-воздушных Сил СССР. Он на всех должностях зарекомендовал себя порядочным и справедливым человеком и воспитателем подрастающего поколения политработников ВВС».

 

**************************************

***********************

 

Чутаев Дмитрий Васильевич

 

C:\Documents and Settings\Александр\Рабочий стол\2003г_2.jpg

 

Сослуживец Овчарова В.Д. по Чагану (1958 г.- 1968 г.) больше всех был посвящён в процесс создания законодательной и нормативной базы по социальной защите граждан подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Участвовал в ходе судебных разбирательств по конкретным делам чаганцев в районных и городском судах, а также в Верховном Суде. Многим помогал составлять документы по обращению в суд, размножал их и делал рассылку в другие города.

 

Вот что говорит об этом Владимир Дмитриевич: «На протяжении наших мытарств, начиная с Постановления Верховного Совета РФ №1245-1, а затем Указа Президента России №2228 о социальной защите граждан России, проживавших на территориях других государств, я постоянно поддерживал связь с Чутаевым Дмитрием Васильевичем, отдавал ему на корректировку ряд документов. Я ему премного благодарен, он был моим глубокоуважаемым оппонентом, что позволяло избегать эмоций и пустословия («комиссарских замашек» по замечанию Дмитрия Васильевича)».

 

**************************************

***********************